Пятница, 15.12.2017, 11:11

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2013 » Август » 20 » Медовый, Яблочный, Ореховый...
09:00
Медовый, Яблочный, Ореховый...
С древних времен в православных городах и в Константинополе было принято в самую жару летом 14 августа выносить для освящения города и предотвращения любых болезней Крест прямо в город, в народные массы. Со временем обычай выносить Крест Господень в город для профилактики болезней отошел на второй план, а его заменил обычай святить в церкви первые соты и первый мёд этого года. Потому сейчас день 14 августа принято больше называть Медовым Спасом.
Из-за того, что 14 августа была крещена вся Русь водой Днепра, Медовый Первый Спас также зовут еще Мокрым, Водным Спасом или Спасом на Воде. После крещения Древней Руси и обращения славян в православных христиан наши предки переняли византийский обычай вынесения Креста в Медовый Спас — после 988 года во всех городах, селах и деревнях Руси было принято совершать крестный ход с Крестом с последующим купанием в реках. Считалось, что вода смывает не только грязь и болезни, но и очищает от грехов.
В праздник Медового Спаса в больших и малых городах Руси организовываются ярмарки и выставки лучших сортов мёда, на которых священники кропят святой водой мёд, воду, мак, выпечку и другие изделия из меда и мака. Медовые пироги, народные игры и гуляния в Первый, Медовый Спас являются неотъемлемой частью русской культуры.
Все три Спаса так или иначе увязаны не только с великими православными праздниками — Вынесением Креста Господня и началом Успенского поста, Преображением Господним и Успением Богородицы, но и с сельскими полевыми работами, а именно — сбором урожая: мёда, винограда, груш, яблок, зерна. Конечно, наши священники идут народу на уступки, освящая мед и фрукты во время празднования таких великих праздников, как Преображение Господне или сразу после Успения Богородицы — за религиозным ритуалом освящения плодов люди часто забывают о значении и торжественности этих православных праздников.
Примечательно, что до Медового Спаса раньше православные христиане (и ныне сознательные — тоже) не ели мёда нового урожая. А вот мёд прошлого года можно было кушать и до Медового Спаса. То же самое и с яблоками, виноградом, грушами нового урожая — их нельзя было есть вплоть до Яблочного Спаса. Кроме тех яблок или груш, которые чудом сохранились в погребе с прошлого года. До Орехового Спаса нельзя есть новые, свежие орехи, будь то грецкие орехи или лесные орехи, фундук, лещина, кедровые орешки, миндаль.
Что обычно ели раньше на Медовый Спас? Самые разные блюда, напитки из меда или просто мед. Медовые пироги из пшеницы и меда, квас из хлеба и из мёда, коврижки медовые, мед с фруктами... Медовый Спас еще называют Маковеем, Спасовкой или Спасовым днем, днем Происхожденья, Пчелиным днем. Маковеем 14 августа называют в память святого Маккавея. Поэтому в Медовый Спас принято святить не только мёд, но и воду, и еще - мак. 
Яблочный Спас — это Второй Спас — летний православный праздник в честь Спасителя Христа, его Преображения. В день Яблочного Спаса принято покупать яблоки и святить их в церкви, чтобы получить Божье благословение. Яблочный Второй Спас приходится на великий православный праздник Преображения Господня. В этот день 19 августа 2013 года и каждый год празднуется чудесное Преображение Иисуса Христа перед лицом его изумленных учеников-апостолов Иакова, Иоанна и Петра.
До освящения яблок, груш, винограда нового урожая в церкви славяне раньше, до революции, эти фрукты вообще не ели — разве только яблоки и груши, оставшиеся в закромах и подвалах с прошлого года. И только после освящения священником святой водой 19 августа свежих фруктов нового урожая их разрешалось кушать. Считается, что если погода на Яблочный Спас хорошая, то зима будет холодная, если в день Яблочного Спаса идет дождь, то и осень будет дождливой, а если на Второй Спас сухо, то и осень будет сухой.
Вообще, изначально на Спас было принято святить не яблоки, а виноград. Но так как он не везде растет, то в церквах святят и виноград на Яблочный Спас, и яблоки, и груши, и сливы, и вообще любой созревший фрукт. Не стоит забывать из-за религиозного ритуала освящения плодов Яблочного Спаса, что в этот день также празднуется великий праздник Преображения Господня.
Вообще раньше, до советских времен, не разрешалось православным людям вообще до Яблочного Спаса кушать никакие фрукты. Яблочный Спас считается главным Спасом. В Яблочный Второй Спас всегда устраивались большие ярмарки по продаже яблок, хлебобулочных изделий с яблоками, яблочным мармеладом, яблочным соком. В Яблочный Спас принято делиться яблоками, фруктами с нищими, соседями, больными людьми, родственниками, друзьями. Богатые люди раньше закупали целые возы с яблоками и раздавали их нуждающимся и болеющим.
Ореховый Спас называют также Третьим Спасом или Спасом на холсте. Третий, Ореховый Спас установлен в честь перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь. Иногда Ореховый Спас называют Хлебным Спасом, т.к. именно в это время обычно уже заканчивается сбор зерна. В Ореховый, Третий, Хлебный Спас принято благодарить Господа Бога за собранный урожай.
Ореховый Спас всегда празднуется 29 августа — хоть в 2013 году, хоть в 2014, хоть в каком. Значение православного праздника Нерукотворного Спаса заключается в том, что когда Иисус Христос однажды умывался, он вытер свой лик полотенцем, на котором как бы отпечаталось его лицо. Поэтому Спас и называется Нерукотворным — Образ Христа не был создан руками человеческими, а дан людям самим Богом. А перед этим художник древнего царя Авгаря не смог нарисовать изображение Иисуса Христа. Тогда царь его послал к Христу.
Но Христос не стал рисовать сам себя, а просто умыл свое лицо и вытер его о полотенце — плато, на котором и остался отпечаток Лика Божьего. Свой Образ Нерукотворный Христос отдал художнику и с тех пор образ Христа долгое время хранился в сирийском городе Эдессе, но однажды попал в руки арабов и был замурован, и только в 944 году Нерукотворный Образ Иисуса Христа был выкуплен византийским императором и перенесен в Константинополь. Однако, в 1204 году из-за нападения крестоносцев святой Образ Христа был утерян — до нас дошли лишь копии Эдесского Нерукотворного Образа Христова.
В Древней Руси праздник Нерукотворного (Орехового) Спаса был также сильно почитаем, как и праздник Изнесения Креста — Медовый (Водный, Мокрый) Спас, как и Яблочный (Преображеньев, Хлебный) Спас. Наши предки ходили на войну, неся перед собой стяги и знамена, с вышитыми на них Образами Христа.
Про Ореховый Спас принято говорит, что «он хлеба припас» и что «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушек — в гумне!» Орехи — это замечательная пища для ума и тела. В Ореховый Спас орехи не святят, а усиленно собирать и поедать грецкие и лесные орехи нового урожая. Помимо грецких орехов, можно есть фундук, миндаль, кедровые орешки, лещину.
Раньше до Орехового Спаса крестьяне завершали белить полотна домашние, из которых потом шили одежду, скатерти, полотенца. Поэтому Ореховый Спас называется не только Хлебным Спасом (до 29 августа уже обычно закончен сбор хлеба), но еще и Полотняным Спасом, Холстяным Спасом или Спасом на Холсте. Также именно 29 августа уже окончательно заканчивается строгий, но приятный Успенский пост, и с этого дня можно кушать мясо, молоко, яйца, сметану, печь хлеб и пироги из муки нового помола (если только 29 августа не приходится на среду и пятницу — тогда обычный еженедельный пост).
Также раньше было принято после или даже в день Хлебного Спаса (праздник Нерукотворного считается малым православным праздником) засевать озимую пшеницу, рожь, собирать ягоды, орехи и грибы в лесах, вязать снопы. По преданиям народным, сначала в лес запускали жену старосты, и сколько она наберет в лесу орехов, такая норма и устанавливалась для всех остальных женщин. Собирали женщины лесные орехи по старинке — в фартуки.
Просмотров: 1058 | Добавил: ArinaMamoki | Теги: орехи, мед, яблоки, ореховый спас, медовый спас, яблочный спас, Спас | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 ArinaMamoki   (20.08.2013 09:03)
Жду рецептов)))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]